03.05.2024

Звёзды джаза: Бинг Кросби

Сегодня, в день рождения Бинга Кросби – американского певца и актёра, рассказ о жизни музыканта и новая подборка музыкальных композиций в его исполнении.

Бинг Кросби (полное имя Га́рри Ли́ллис Кросби) – один из самых успешных исполнителей в истории США; основоположник и мастер эстрадно-джазовой крунерской манеры пения, был известен как первый исполнитель многих, ставших впоследствии популярными, джазовых хитов (в том числе в стилях свинг и диксиленд). За музыкальную драму «Идти своим путём» музыкант получил в 1944 году «Оскар» за лучшую мужскую роль. Его рождественский шлягер «White Christmas» занесён в Книгу рекордов Гиннесса как самый продаваемый сингл всех времён.

Свое прозвище Кросби получил еще в детстве за увлечение коллекционированием газетных и журнальных вырезок: когда мальчику было шесть лет, соседские дети стали называть его «Бинго из Бингвилля» (Bingo from Bingville) из-за любви к юмористическому изданию «The Bingville Bugle». Позже последняя гласная в слове «Бинго» отпала, а прозвище осталось с Кросби на всю жизнь.

Родился Гарри Лиллис Кросби 3 мая 1903 года в городе Такома (штат Вашингтон, США). Мать Гарри Кросби была американкой ирландского происхождения, а отец – англичанином. Гарри был четвертым из семи детей четы Кросби.

В старших классах школы юноша начал выступать в джаз-группе, распавшейся через два года после создания. Кросби пел в дуэте с Алом Ринкером (Alton Rinker), сестра которого – джазовая певица Милдред Бэйли (Mildred Bailey), помогала друзьям найти работу в ночных клубах и познакомила их с лучшим белым бэнд-лидером того времени — Полом Уайтменом. По предложению Уайтмена, Кросби организовал вокальное трио «Rhythm Boys» и вскоре стал постоянным участником уайтменовских концертных антреприз (1926-1930). Успеху ансамбля способствовали записи («Mississippi Mud», «I’m Coming Virginia) и участие в фильме об оркестре Уайтмена – «The King Of Jazz» (1930), с которого и началась карьера Кросби как певца-солиста и киноактера.

В 1928 году его сингл с песней «Ol' Man River» поднялся на первую строчку национального хит-парада. Успех привел к тому, что Бинг поддался звёздной болезни. Он начал злоупотреблять спиртным, конфликтовал с Уайтменом. И вскоре убедил остальных участников трио перейти в оркестр Гаса Арнхейма (Gus Arnheim). Однако и там трио долго не продержалось. Весь упор в деятельности трио делался на Бинга, в группе случился раскол и ссора. И в итоге Кросби покинул трио и начал сольную карьеру.

К началу своей самостоятельной карьеры, Кросби выработал особую, индивидуальную манеру эстрадного микрофонного пения. Сам факт использования микрофона позволил артисту исполнять свои песни в более лиричной, мягкой манере, чем было принято в те годы. Такое пение получило название крунинг (нечто среднее между пением себе под нос и ритмической декламацией) и сделало Бинга Кросби объектом поклонения для самой широкой аудитории. В сентябре 1931 года состоялось первое сольное выступление Кросби по радио, а в конце года был заключен контракт на ведение еженедельной программы, ставшей очень популярной. Он выступал с оркестром Джимми и Томми Дорси, активно снимался в кино. В 1941 вместе с Джеком Тигарденом (Jack Teagarden) снялся в фильме «The Birth of the Blues», посвященном судьбе музыкантов из Original Dixieland Jazz Band, а также в фильмах с Фредом Астером – «Holiday Inn» (1942), «The Bells of St. Mary’s» (1945) и «Blue Skies» (1946), в «High Society» (1956) и других; в 1944 году музыкант был удостоен премии «Оскар» за роль в «Going My Way». Песня в исполнении Бинга Кросби «Белое Рождество» попала в «Книгу рекордов Гиннесса»: по всему миру было продано более 50 миллионов копий этого сингла.

За время войны Кросби снялся в восьми полнометражных фильмах, двенадцати короткометражных, записал 160 песен. В турне с концертами для солдат Кросби провел в общей сложности 25 недель. Его деятельность по сбору средств способствовала продаже военных облигаций на миллионы долларов . Когда после войны среди американских солдат провели опрос, то выяснилось, что лидером поднятия боевого духа солдат стал именно Кросби, который обогнал даже президента Рузвельта.

В 1953 году музыкант опубликовал автобиографическую книгу «Call Me Lucky». К середине 1960-х годов он несколько снизил концертную активность, переключившись на индивидуальную студийную работу. К концу десятилетия звезда Кросби постепенно стала угасать, хотя иногда ему еще удавалось сделать записи, расходившиеся большими тиражами. 16 августа 1977 года Бинг Кросби дал свой последний концерт на родине. В сентябре вместе в певицей Розмари Клуни (Rosemary Clooney) они начали концертный тур по Англии. В Англии Кросби записал свой последний альбом «Seasons» (Времена года) и телевизионную рождественскую передачу со специальным гостем Дэвидом Боуи. Его последний концерт состоялся в Брайтоне за четыре дня до смерти. После завершения тура в Англии Кросби полетел в Испанию, чтобы уделить немного времени одному из своих увлечений – гольфу. Вечером 14 октября 1977 года после удачной игры в пригороде Мадрида он упал на зеленый газон и умер от обширного инфаркта. Его последними словами были: «Это была большая игра в гольф, ребята».

Кросби был законодателем песенно-шлягерной моды на протяжении нескольких десятилетий (1930 – 1950-е годы). Как один из первых певцов-крунеров он по праву может быть причислен к основоположникам целого пласта американской популярной музыкальной культуры и вокальной исполнительской школы интимно-лирического песенного стиля (так называемый song style). Эта школа опирается на кантиленную мелодику, смягченный тип свинговой ритмики, тонко нюансированное, прозрачное оркестровое звучание с типичным применением «поющей» струнной группы (свит-саунд).

По материалам публикаций